понедельник, 13 июля 2009 г.

Учительская усталость

"К ней можно привыкнуть, ей можно сдаться в плен. А можно ли ее победить?
Многим знакомо состояние, когда жизнь кажется пресной и невыносимо однообразной. Все валится из рук, а работа, прежде вызывавшая радость и удовольствие, теперь раздражает и кажется скучной и неинтересной. И плывешь покорно по течению, не в силах сопротивляться и что-нибудь менять. А бывает, что это состояние, называемое синдромом эмоционального сгорания, затягивается на долгие годы. Переживания теряют остроту, но это не прибавляет радости. И кажется уже, что все так и должно быть. Но если смириться окончательно, то как жить?Что представляет собой синдром эмоционального сгорания? Можно ли с ним справляться? И как это сделать? Об этом рассказывает старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Николай АМИНОВ".


"Весь мир словно маленький футляр
Среди учителей отмечается довольно большой процент страдающих синдромом эмоционального сгорания. Это и понятно, ведь для учителя часто общение продолжается и после школы. Синдром сгорания возникает тогда, когда превышается порог частоты общения, а поскольку он у каждого разный, то и проявляться синдром может в разном возрасте. Но чаще всего он развивается к 40 годам – пику биологического состояния здоровья, когда возникает риск серьезного заболевания или несчастного случая.Но самое страшное, что синдром сгорания резко сказывается не только на поведении учителя, но и на стиле обучения. Страдающий этим синдромом учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срывать на них свою злость. Эта модель отношений может впоследствии повлиять на склонность детей к такого же рода эмоциональному сгоранию.Считается, что аттестация влияет на качество образования и на повышение мастерства учителей. Если взять сегодняшнее положение дел, станет очевидным, что это утверждение – огромное заблуждение.
Судите сами: основных критериев, по которым определяется квалификация и присваивается соответствующая категория, два – успеваемость учеников и точное следование спущенным сверху программам. Нынешняя система аттестации полностью игнорирует саму суть учительского труда. Учитель – прежде всего личность, а не автомат, производящий знания. Равно как и ученики не автоматы, воспроизводящие знания.Совершенно понятно теперь, почему больше всех страдают от нее учителя начальных классов: от них требуют результата, а это противоречит их природе, и получается, что, как правило, им присваивают на 2–3 разряда ниже, чем они заслуживают. (Кстати, и эмоциональному сгоранию они подвержены больше.)
Впрочем, требование результата противоречит и природе самой начальной школы. По идее она должна строиться на двух китах: дать ребенку возможность почувствовать в себе личность и научить любить учиться. Все остальное он возьмет в средней и старшей школе. Но если в этом возрасте его усиленно пичкают различными науками, предпочитая деловой стиль общения с ним, то есть опасность, что личностью он не почувствует себя никогда. А наверстывать упущенное в 5 классе будет уже слишком поздно".БеседовалаЕлена ЛОСЕВСКАЯ Всю статью читайте по ссылке:http://ps.1september.ru/1999/26/4-1.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий